Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Состоялась официальная встреча судей Конституционного суда с Главой Республики Саха (Якутия)

13.10.2017, 23:07      Новости Якутска

11 октября т.г. состоялась официальная встреча Главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова с делегацией Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в составе его Председателя Александра Ким-Кимэн, судей Юрия Бацева, Егора Винокурова, Гаврила Кононова, Игоря Николаева и первого Председателя Конституционного суда Дмитрия Миронова. На встрече также присутствовали Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Евгений Чекин, руководитель Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Федор Борисов, руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Галина Телегина. Встреча состоялась в преддверии торжественных мероприятий, посвященных 25-летнему юбилею деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

В ходе состоявшейся встречи Председатель Конституционного суда Александр Ким-Кимэн в своем выступлении сообщил следующее.

За два с половиной десятилетия работы в Конституционный суд поступило более тысячи обращений по различным конституционно-правовым вопросам, из них, в порядке конституционного судопроизводства, было принято 143 постановляющих итоговых решений, в которых Конституционным судом было рассмотрено 62 нормативных акта Парламента республики, 17 – актов высшего должностного лица республики, 16 – актов Правительства республики, 10 – актов органов местного самоуправления, 6 – актов правоприменительной практики государственных органов, кроме того Конституционным судом было принято 50 постановлений о толковании положений Конституции (Основного закона) республики. За свою четверть вековую деятельность Конституционным судом Республики Саха (Якутия) был принят целый ряд важнейших решений. Так, в решениях Конституционного суда Республики Саха (Якутия) нашли свое отражения вопросы реализации конституционно-правового статуса республики как субъекта Российской Федерации, принципа разделения государственной власти, организации системы государственных органов и органов местного самоуправления, конституционно-правового оформления полномочий публичной власти в соответствии с ценностями демократического правового государства, а также защиты конституционных прав граждан.

Первое десятилетие деятельности Конституционного суда проходило в условиях периода начала формирования республиканского законодательства, становления федеративных отношений, учреждения новой системы органов государственной власти Российской Федерации и республики. Интенсивность деятельности Конституционного суда зависела от таких факторов как отсутствие консолидированной законодательной политики органов государственной власти республики, отсутствие единых федеральных общих законоположений, коллизионность и неактуальность законодательства, несоответствующего происходившим трансформациям политической системы страны вследствие изменений государственно-правового устройства и управления и т.д. В последующие десятилетия в условиях стабилизации законодательной системы, как на федеральном, так и на республиканском уровнях правого регулирования, совершенствования законодательной техники, качественной модернизации содержания всей нормативно-правовой базы, прослеживается тенденция осуществления устойчивого и последовательного конституционного контроля за принимаемыми в республике нормативными правовыми актами, а также разъяснения смысла содержания конституционных положений посредством их официального толкования, которая сохраняется и в настоящее время.

Неоценимый вклад в укрепление конституционной законности в сложной социально-экономической и политической обстановке 90-х годов прошлого столетия, в которой происходило становление новой демократической и правовой государственности республики, в условиях фактического отсутствия качественной нормативно-правовой основы реформирования государственно-правовых институтов в соответствии с принципами федеративного устройства, внес Конституционный суд республики во главе с его первым Председателем Дмитрием Николаевичем Мироновым, возглавлявший его более двадцати лет и завоевавший огромный авторитет среди коллег и юридической общественности в масштабах всей России. Работая в разные годы, свой достойный вклад в развитие конституционного правосудия в Республике Саха (Якутия) внесли судьи в почетной отставке: Анатолий Антонов, Валентина Долгашева, Николай Захаров, Анатолий Петраков, Николай Полятинский, Валерий Прокопьев, Валерий Филиппов, а также Макар Яковлев и Владимир Никонов.

В 2014 году произошло изменение состава Конституционного суда, который полностью обновился и включает в себя 5 вместо 7 судей: Председатель Александр Николаевич Ким-Кимэн, заместитель Председателя Юрий Николаевич Бацев, судьи Егор Михайлович Винокуров. Гаврил Гаврилович Кононов, Игорь Игнатьевич Николаев. Все судьи долгое время проработали в органах законодательной и исполнительной власти республики, федеральных судебных и правоохранительных органах, обладают большим жизненным опытом. Нынешний состав Конституционного суда продолжает традиции осуществления эффективного конституционного контроля при реализации Основного закона республики.

В марте 2017 года состоялась очередная конференция судей Республики Саха (Якутия) на которой были сформированы органы судейского сообщества. В Совет судей республики избран заместитель Председателя Конституционного суда Юрий Бацев, возглавивший Комиссию Совета судей по связям с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации. Судья Конституционного суда Игорь Николаев избран в состав Квалификационной коллегии судей республики, а также стал ее председателем, что является единственным прецедентом среди субъектов Российской Федерации и подчеркивает авторитет судебной власти в лице Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

С 2014 г. действующим составом суда было принято 42 судебных акта, в том числе 13 итоговых решений в постановляющей форме, 11 дел были рассмотрены Конституционным судом в порядке конституционного нормоконтрольного производства, по итогам рассмотрения 2 дел было дано официальное толкование конституционных положений.

Конституционный суд в процессе осуществления конституционного нормоконтроля, в случае признания отсутствия буквальной неконституционности положений республиканских нормативных правовых актов, интерпретируя с применением критериев модели конституционности их содержание, разъясняя в системной связи правовых норм республиканского законодательства их конституционно-правовой смысл, в своих итоговых постановляющих решениях перманентно выявлял конституционные дефекты правовой системы, обычно проявляющиеся в правоприменительной практике. Это показывает практика исполнения решений Конституционного суда. Указывая нормотворческим органам государственной власти республики на существование коллизий в действующем законодательстве, Конституционный суд рекомендовал компетентным органам законодательной и исполнительной власти внести в нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) изменения и дополнения, соответствующие конституционно-правовому смыслу, выявленному в постановлениях Конституционного суда.

В соответствии с итоговыми постановляющими решениями Конституционного суда в период с 2014 г. – начало 2017 г., были внесены изменения в трех постановлениях Правительства республики, в одном республиканском законе, а также в одном акте правоприменительной практики государственных органов.

Правовые позиции Конституционного суда, сформированные в его постановлениях, определяют критерии конституционности положений законодательства Республики Саха (Якутия) не только законодательного и подзаконного текущего регулирования, но и закрепляют параметры нормотворческого функционирования органов государственной власти Республики Саха (Якутия), обеспечивая этим самым реализацию конституционно-фиксируемых принципов демократического правового государства и существование конституционной законности.

Правовые позиции Конституционного суда, сформулированные в его итоговых постановляющих решениях, определяют вектор развития и совершенствования республиканского законодательства, обеспечивают его моделирование, исходя их нормативных требований, выраженных в конституционных установлениях, позволяют конституционно формализировать действующее правовое регулирование, содействуют модернизации юридического механизма реализации конституционных положений в конкретных правоотношениях.

Так, например, в постановлении № 3-П от 30 июня 2015 года по делу о толковании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Конституционным судом были сформулированы резолютивные выводы, основанные на его правовых позициях, согласно которым, в условиях конституционного разделения государственной власти в Республике Саха (Якутия) на законодательную, исполнительную и судебную, с учетом конституционных требований о формах согласованного функционирования и взаимодействия законодательной и исполнительной власти республики, в том числе складывающихся в процессе осуществления дискреционных полномочий высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть республики, реализация процедуры выражения недоверия Государственным Собранием (Ил Тумэн) отдельным членам Правительства республики не предполагает императивной обязанности Главы республики принять решение об отставке соответствующих членов Правительства, а конституционный механизм парламентской ответственности исполнительной власти республики непосредственно не содержит в качестве его составного элемента полномочия парламента республики принимать решение об отставке отдельных членов Правительства республики либо применять к ним меры дисциплинарной ответственности, так как такие полномочия являются конституционно-правовыми прерогативами всенародно избранного Главы Республики Саха (Якутия), имеющего конституционный статус высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть республики, получающего власть непосредственно от народа по итогам свободных выборов, на которого возлагается ответственность перед народом за деятельность сформированного им состава Правительства республики в условиях существования конституционного принципа разделения государственной власти.

Наряду с осуществлением правосудия Конституционный суд уделяет значительное внимание научно-исследовательской, образовательной и просветительской деятельности. Работа Конституционного суда ориентирована на более тесную связь с гражданами через пропаганду правовых знаний, оказание бесплатной юридической помощи, обучающие практики для студентов и школьников с целью развития правосознания и повышения правовой культуры населения республики.

С целью конституционно-правового просвещения граждан и реализации концепции повышения правовой культуры населения в соответствии с поручением Главы республики Председатель Конституционного суда ведет в прямом эфире радио НВК Саха регулярную авторскую общественно-просветительскую программу «Конституция и мы» (на сегодняшний день состоялось 13 передач). Данная программа имеет широкую аудиторию, является востребованной и популярной, о чем свидетельствует активное участие радиослушателей в процессе ее проведения.

При Конституционном суде Республики Саха (Якутия) образован Научно-консультативный совет, который является консультативным и экспертным органом. В состав совета входят 32 члена – представители юридической научной общественности не только республики, но и Российской Федерации. Совет содействует укреплению конституционной законности при осуществлении правосудия, целью его деятельности является оказание научно-аналитического и консультативного содействия Конституционному суду Республики Саха (Якутия) в осуществлении задач конституционного судопроизводства.

Конституционный суд активно взаимодействует с юридическим сообществом Российской Федерации в лице Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», региональное отделение которого возглавляет Председатель Конституционного суда Александр Ким-Кимэн. Судьи и работники аппарата Конституционного суда принимают активное участие в научно-практических конференциях, симпозиумах и форумах проводимых в республике и за ее пределами.

Конституционным судом республики совместно с Якутским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» организованы специализированные образовательные структурные подразделения в виде Детских академий права для пропаганды правовых знаний и конституционно-правового просвещения учащихся общеобразовательных школ республики. Детские академии права организованы в разных улусах республики, что является важным средством обеспечения должного уровня правовых знаний среди сельской учащейся молодежи, а именно в Амгинском, Горном, Намском, Сунтарском, Хангаласском улусах. Также Конституционный суд на постоянной основе взаимодействует с общеобразовательными школами города Якутска.

Конституционным судом Республики Саха (Якутия) налажено взаимодействие с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Институтом законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского (г. Иркутск), Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина, юридическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Конституционный суд тесно взаимодействует с ведущими вузами республики, осуществляющими образовательные программы по направлению «Юриспруденция». Конституционный суд предоставляет базу для прохождения производственной и преддипломной практик студентов. Также будущие специалисты получают возможность для ознакомления и использования опыта Конституционного суда при проведении своих научных исследований.

В этих целях при Конституционном суде организована экспериментальная студенческая исследовательская лаборатория, которая действует с 2015 г. В настоящее время в ее работе участвуют студенты юридических факультетов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и Якутского экономико-правового института (филиала) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений». Работу лаборатории курируют судьи Конституционного суда, сотрудники аппарата Суда организуют исследовательский процесс. Студенты предлагают интересующую их тематику исследований, что помогает выработке практических навыков для будущей работы по специальности. Предусматривается апробация полученных результатов исследований в форме соответствующих докладов, сообщений, публикаций на научно-практических конференциях и круглых столах, в организации которых участвует Конституционный суд.

Глава республики поздравил судей Конституционного суда с наступлением четверть вековой даты учреждения и функционирования Конституционного суда республики как важного и знаменательного для республики события. Глава Республики отметил, что 25-летний период деятельности Конституционного суда охватывает период становления и современного развития новой государственности Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации. По мнению Главы республики Конституционный суд Республики Саха (Якутия) посредством судебного конституционного контроля последовательно укрепляет основы конституционного строя республики, осуществляя правосудие в форме конституционного судопроизводства, эффективно защищает конституционные права человека и гражданина, являющихся высшей ценностью, и своей деятельностью обеспечивает существование конституционной законности в правотворческой и правоприменительной практике государственных органов и органов местного самоуправления. Он отметил, что Конституционный суд республики встречает свое 25-летие с конструктивными итогами и творческими планами своей деятельности. Находясь в единой судебной системе Российской Федерации Конституционный суд республики, вместе с тем, является высшим органом государственной власти республики – единственным органом судебной власти, выносящим решения именем Республики Саха (Якутия). Роль и значение конституционного судебного контроля проявляется в том, что данный институт судебной власти выступает в качестве гарантии соблюдения норм Конституции республики, а граждане, общественные объединения, органы местного самоуправления и другие субъекты обращения имеют дополнительный способ судебной защиты основных прав и свобод. Егор Борисов акцентировал внимание на том, что деятельность Конституционного суда республики является главнейшим фактором стабильного последовательного государственно-правового и общественно-политического развития Республики Саха (Якутия) как демократического правового государства, обеспечения доступности граждан к конституционному правосудию и повышения эффективности судебной защиты основных прав и свобод человека и гражданина, являющихся высшей ценностью, полноценного и самодостаточного развития институтов гражданского общества в республике.

Егор Борисов отметил, что учитывая научно-практический потенциал Конституционного суда, его весомый авторитет, высокую эффективность реализации принадлежащих ему полномочий и специфическую особенность правоприменительной деятельности по осуществлению конституционного контроля, его прочные связи с юридическим сообществом республики, образовательными и научными организациями, Конституционному суду необходимо консолидировать и возглавить скоординированную деятельность органов государственной власти, высших учебных заведений и общественных организаций в сфере реализации государственной политики правового просвещения населения республики. Глава республики также высказал пожелание, чтобы судьи Конституционного суда принимали участие в качестве экспертов в разработке важных законопроектов парламента и нормативных правовых актов органов исполнительной власти республики.

Глава республики, дав высокую позитивную оценку 25-летней деятельности Конституционного суда, отметив его значимые заслуги в деле построения и развития новой правовой демократической государственности Якутии, выразил свое согласие с предложениями Председателя Конституционного суда Александра Ким-Кимэн, направленными на совершенствование действующего законодательства, закрепляющего и регулирующего статус Конституционного суда, и определяющие прогрессивные перспективы судебного конституционного контроля в республике. В частности, такими как: осуществить процедуру должного утверждения официального текста Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на якутском языке – втором государственном языке республики соответствующим решением (постановлением) Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), внести в действующее конституционное законодательство изменения, предусматривающие предоставление гражданам и общественным объединениям права обращения в Конституционный суд с жалобой на нарушение их конституционных прав нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, внести нормативные дополнения в установленный законодательством перечень субъектов, имеющих право обращения в Конституционный суд с ходатайством о проверке конституционности нормативных правовых актов, а именно предоставить данное право Уполномоченному по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия). Глава республики выразил свое согласие с мнением Председателя Конституционного суда Александра Ким-Кимэн, что реализация данных рекомендаций, с целью повышения эффективности конституционного судопроизводства, обеспечивающего существование конституционной законности в республике, окажет должное позитивное содействие совершенствованию ее законодательной системы, укреплению демократических основ конституционного строя и правовой государственности Якутии на основе конституционных принципов современного российского федерализма.

Секретариат Конституционного суда

Источник: https:
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования